Страница обновлена 05.09.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чебаковская средняя школа Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 05.09.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чебаковская средняя школа Тутаевского муниципального района

БУКВАРЮ ГОЛОВИНА – 80 ЛЕТ !

 

  Станция Чёбаково Северной железной дороги. В недавнем прошлом здесь останавливался пассажирский поезд Ленинград-Ярославль. Сейчас – это одна из заметных остановок дачников на рыбинском направлении, спешащих мимо внушительных размеров вокзала с островерхой кровлей. Чуть в стороне от дороги, что ведет на родину В.В.Терешковой, к селу Никульскому, горделиво стоит школа. Отметив свое 110-летие, она снова в преддверии значительного события в масштабе России.

    Стараниями молодого учителя географии, выпускника ЯГПУ А.А.Морозова, здесь воссоздан школьный музей, стесненный в средствах и помещении. Но какая разнообразная мозаика прошлых событий открывается пришедшему сюда, дополняемая уникальными экспонатами: от геологии до идеологии!  Образно повествует увлеченный краеведением Александр Анатольевич о  дореволюционном времени, когда в 1905 году открылась церковно-приходская школа, первых успехах довоенных пятилеток в сельском, лесном хозяйстве, военном лихолетье. Об этом напоминают современникам обелиск павшим защитникам Отечества и кладбище, где упокоены немецкие, венгерские военнопленные.

   Несомненно, самыми дорогими являются экспонаты, раскрывающие скромный подвиг сельских учителей.  Педагогическое мастерство  Юлии Федоровны и Николая Михайловича Головиных, объединивших  коллектив единомышленников Чёбаковской начальной школы в 1927 году,   было отмечено Премией Наркома Просвещения РСФСР А.В.Луначарского. В 1934 году школу посещает Нарком Просвещения А.С. Бубнов для вручения  Красного Знамени Наркомпроса РСФСР как «Лучшей образцовой сельской школе» страны. Важным событием этих лет явилось открытие на базе новой пролетарской политехнической школы педагогического училища.

    Эффективные методы трудового воспитания Головиных получили распространение не только в Ярославской области, но и далеко за ее пределами. В тридцатые годы в русских, а затем и национальных школах, разгорелась дискуссия о выборе методов обучения детей грамоте. Ведущим считалось обучение  методом целых слов. Благодаря серьезному изучению трудов выдающегося педагога К.Д.Ушинского и его последователей Н.Ф.Бунакова, В.П.Вахтерёва, сельский учитель Н.М.Головин разработал наиболее результативное обучение грамоте аналитико-синтетическим, звуко-буквенным методом.  

    Так, в 1937 году, 80 лет назад, на земле Ярославской родился один из первых букварей! В течение десятилетия, выдержав 8 изданий, советская начальная школа пользовалась этим учебником.  Как говорится, «детей учила вся страна по букварю Головина». Авторам, учителям Головиным, одним из первых в стране,  было присвоено государственное  звание «Заслуженный учитель РСФСР».

    С волнением перелистываю пожелтевшие страницы букваря, отмечая серьезность подхода в отборе материала, его многочисленных правках на стадии подготовки рукописи к изданию. Как постепенно, последовательно вместе с учителем первоклассник преодолевает 16 «трудностей» в технике чтения, радуясь успехам, разгадывает загадки, ребусы, заучивает отдельные слова и пословицы. С позиции современности они покажутся немного наивными. Но автору, после выбора нескольких вариантов, удалось раскрыть и мир детского восприятия, и  мир природы, жизнь города и деревни в удачном подборе черно-белых рисунков. Нашли отражение в содержании учебника и краеведческие мотивы.

   Нельзя не заметить и особой политизированности издания. Патриотические начала открылись однажды  и мне в букваре 1957 года в виде коротких стихов, рассказов о любимой Советской стране. Должно быть, у многих воспоминания о своем букваре  так же  памятны.

    В начале 50-х годов ХХ века сельский учитель Н.М.Головин, член-корреспондент Академии Педагогических Наук РСФСР, выступил с докладом на Международном конгрессе просвещения в Великобритании и Франции, о чем восторженно написала газета «Правда».  Среди дорогих экспонатов воспоминания бывших учеников, что с теплотой отзываются о своих первых учителях. И совсем необычным среди множества раритетов, что  просятся  к более широкому формату экспозиции, – рукописный журнал «Молодой учитель». Он издавался сотрудниками педучилишща и школы.  В то время, когда  средствами массовой информации были газета и радио, внимание к этому творческому  изданию было особенным. На память приходит одна из самых выразительных «Азбука красноармейца» 1921 года, хранящаяся в редком фонде библиотеки Ярославского педагогического университета имени К.Д.Ушинского. В сочетании с красочными цветными иллюстрациями и оригинальным  стихотворным текстом, она была мощным проводником  на пути  ко всеобщей политграмотности молодых защитников Республики Советов.

    Полагаю, что современная Чёбаковская средняя общеобразовательная школа, продолжая традиции прошлого, с полным основанием может быть удостоена имени Н.М.Головина. Это было бы знаком  уважения  к гуманитарному  подвигу сельского учителя- новатора, прославившего землю Ярославскую.

   

   А.С.ЕМЕЛЬЯНОВ, доцент кафедры социально-экономической  географии и туризма Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского,  Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации