|
В 1905 году на станции Чебаково, Северной железной дороги было построено здание церковно-приходской школы. Школа строилась крестьянами окрестных деревень, а деньги на постройку пожертвовал Кругликов (местный помещик). Первой учительницей школы стала Юлия Федоровна Кедрова, заведующим – священник, а попечителем – жена Кругликова. Школьное «начальство» не имело представления о педагогике и частных методиках, часто вмешивалось в дела учительницы, которая в то время имела уже большой педагогический опыт.
|
|
Вот что она пишет в своей биографии: «Родилась я 5 мая 1872 года в семье священника села Дмитриевское бывшего Романово-Борисоглебского уезда, Ярославской губернии. С трех лет лишилась отца и матери, воспитывалась у дяди по матери. В 1889 году окончила Ярославское епархиальное женское училище. 21 января 1890 года была назначена на должность учителя Алешковской начальной школы бывшего Ростовского уезда. В Чебаковскую школу была переведена из Соноходской начальной школы, бывшего Романо - Борисоглебского уезда»
|
|
С ростом авторитета учительницы росла и школа. В 1914 году из Судиловской начальной школы в Чебаковскую был переведен Николай Михайлович Головин. Он родился в 1889 году в деревне Александровское Залужской волости, Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1890 году окончил трехклассную школу, а в 1903 г. – Давыдковское училище. В 1907 году сдал экстерном экзамены на звание учителя начальной школы при Ярославской губернской гимназии. В свидетельстве, которое он получил, была сделана следующая запись: «Подвергшись полному испытанию в педагогическом совете Ярославской губернской гимназии и выдержав оное хорошо, удостоен звания учителя начальных училищ».
|
|
Не удивительно, что на базе Чебаковской школы было создано в 1937 г. педагогическое училище (закрыто в 1954 году). А школа была удостоена кроме Первой Республиканской премии Наркомпроса Красного знамени в 1935 г., персональной премии в 1937г. Не были обойдены наградами и супруги Головины. Николай Михайлович был награжден двумя орденами Ленина, званием члена корреспондента АПН РСФСР, его жена также получила высокие награды
|
|
Николай Михайлович – один из тех, кто отстаивал урок как основную форму обучения в новой пролетарской школе. Возглавляемый им учительский коллектив на практике доказал возможность соединения урочной формы обучения с трудовым политехническим образованием. Важной стороной педагогической деятельности Головиных являлось ихактивное выступление в печати. Юлия Федоровна много писала о методах обучения грамоте, по букварю Фортунатовой и Шлегер
|
|
За победу в конкурсе образцовых школ в 1935 году Чебаковской образцовой школе имени А.С. Бубнова было вручено Знамя Наркомпроса РСФСР. Это Знамя вручил школе А.С. Бубнов летом 1936 года. На Знамени написаны слова: «Лучшей образцовой сельской школе от Наркомпроса РСФСР, ноябрь 1935 год». И далее: «Создать, в каждом районе и во всех городах сеть образцовых школ с тем, чтобы учительские массы, рабочие, колхозники и учащиеся могли на практике учиться у них строительству политехнической школы»
|
|
В своей книге «Чебаковская образцовая школа» Н.М. Головин пишет: «Мы крепко связали школу с окружающей общественной жизнью, выдвинули ее на арену классовой борьбы с уходящими, но упорно цепляющимися капиталистическими элементами, ввели в школу общественно-производительный труд, соединив его со школьным обучением, что совершенно не имело места в дореволюционной школе и еще не оформилось в школе 1918-1922 годах. Мы заложили, как сказано в решении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года, основы перестройки школы на базе политехнизма».
|
|
Николай Михайлович и Юлия Федоровна были учителями-новаторами. За высокие показатели в учебно-воспитательной работе Чебаковской начальной школе впервые 13 декабря 1927 года была присуждена Наркомпросом РСФСР первая премия среди сельских школ и присвоено звание «Школа имени десятилетия Октября». Выступая в проводимых конкурсах среди образцовых школ, Чебаковская школа завоевывала первые места по итогам работы в 1931, 1933, 1935 годах
|
|
Назначенный в 1914 году в Чебаковскую школу Николай Михайлович был мобилизирован в царскую армию, где и прослужил до 1917 года. До февраля 1917 года Чебаковская школа была церковно-приходской, до октября земской. Только после Великой Октябрьской революции были созданы реальные условия для творческого труда народных учителей
|
|
С 1933 г. достаточно символичное понятие “Школа года” впервые приобретает конкретное наполнение. В этом году такой школой официально была признана Чебаковская. Может показаться, что это признание как раз негативно свидетельствует о школе, характеризует ее как верную исполнительницу партийных директив, но по отношению к Чебаковской школе это совершенно не так. Своим истоком она, несомненно, имела яснополянскую школу Толстого, а продолжением Павлышскую школу Сухомлинского
|
| Но главной наградой этим настоящим народным учителям стала созданная ими школа! |
|
Приступая к работе в Чебаковской школе, Юлия Федоровна уже имела 15 летний стаж педагогической работы. Любовь к детям и осознание своего долга перед народом прибавляли ей терпения выносить придирки священника и попечительницы. Шли годы... И «крепкие» Чебаковские мужики меняли недоверие к Юлии Федоровне на уважение к ней. В этом во многом способствовали слухи с экзаменов, которые ежегодно устраивались «начальством» босоногим мальчишкам и девчонкам. Несмотря на курьезы, чинимые экзаменаторами, школьники показывали прочные, глубокие знания.
|
|
К этому времени Николай Михайлович и Юлия Федоровна Головины уже имели достаточный педагогический опыт, который позволил им стать активными строителями новой пролетарской школы. В первые годы своего существования советская школа пережила не один проект ее перестройки в новых условиях. В этот период особенно ярко проявились способности Николая Михайловича Головина. Школа, по его мнению, должна стать трудовой
|
|
В Чебаковской школе ребенок действительно находился в центре внимания, процесс обучения был по-настоящему индивидуализирован. А главное место во всем укладе школы занимало творчество, которое имело самые различные формы. Уроки строились так, чтобы максимально пробудить стремление детей мыслить, использовать полученные знания в практической деятельности
|
|
Дети постоянно занимались сочинением стихов, рассказов, ставили спектакли, рисовали, пели, музицировали. И все это в обычной сельской школе. Здесь создавался настоящий теплый мир детства. Много внимания уделялось экскурсиям, действовал прекрасный краеведческий музей
|